Программная инженерия: начало

Итак, настало время поделиться чем-то более серьёзным и подробным. 

Как я уже писал когда-то давно, у меня появилась возможность вместе с небольшим числом единомышленников полностью переделать образовательный процесс на моём родном факультете. <?Кому лень смотреть в секцию об авторе, это Факультет Информатики ТГУ?>. По крайней мере, в рамках одной образовательной программы. Над этой задачей мы думали не один год, пробовать хотели на иностранцах, так как текущим «старичкам» до них дела нет никакого, а кроме нас их учить никто б и не взялся. Но в прошлом году не сложилось, набор успешным не вышел. Причин тому было много, винить можно всех и каждого, но это уже не важно, выводы сделаны, ошибки не повторялись. Итого, в 2016-м ничего не вышло, стали дальше чесать голову и много думать, пока шёл 2016/17 учебный год. 

Додумались до того, что в конце весны 2017-го года этот проект засветился как один из проектов на стратегических сессиях Сколково в ТГУ. Где, кстати говоря, занял первое место, был выделен как очень продуманный и с высоким потенциалом. Тогда же ректор сказал «А теперь, делайте». С этого момента, мы зашевелились активнее. 

Недолго думая мы записались на приём к ректору, где обсуждали разные проблемы, но ключевым для нас была чёткая отмашка вида «все ресурсы получите — делайте». При этом, делать хотелось не оттягивая, а именно на этот, 2017/18й год! А это значит, что оставалось всего 2.5 месяца. Ровно на это мы разрешение, а позже и формальный приказ ректора, и получили. У нас было 2.5 месяца и очень, очень много задач. 

Оборачиваясь назад и смотря на то, что мы сейчас имеем, я могу сказать, что всё вышло довольно-таки неплохо. 
У нас набраны 25 человек бюджетников, около 12 иностранцев (не СНГ), для которых все предметы будут читаться на английском. У нас определены предметы на пару лет вперёд и закреплена общая концепция обучения на этой программе. 

Суть программы, собственно говоря, заключается в том, чтобы начать учить студентов совсем иначе. Мы верим, что тезис «студент нынче пошёл не тот, люди тупеют» в корни не верен. Это скорее следствие проблем со школьным образованием. А там-то они точно есть. Поэтому мы делаем следующее: 

* Перестаём требовать от студентов помнить всё наизусть. По сути, мы относимся к студентам больше как к думающим машинам, нежели как к ходячим справочникам. Как следствие на профильных предметах мы ставим систему обучения и оценивания так, чтобы проверять навыки на выполнение и понимание, а не «ну-ка, какая функция используется для того, чтобы …». Во время сдачи контрольных точек есть доступ ко всему, начиная от конспектов, заканчивая пресловутым гуглом. Вот только время ограничено и если не знать, что именно искать, то ответить всё равно не выйдет. Да и допы никто не отменял, по крайней мере, на понимание того же самого билета. 

* Переходим к практике PBL — Problem-based learning. В этом случае мы не накидываем студентам ненужный поток теории «просто потому что», а привязываем её к решению конкретных задач, при этом решение задач первично. Поэтому мы сначала разбираемся в проблеме, учимся её как-то решать, а потом подкрепляем её теорией, поясняя почему мы действуем именно так, что это нам даёт и как это можно улучшить. 

* Индивидуальный подход. Студентам предоставляется много путей, по которым они могут развиваться, включающие в себя такие вещи, как: сложность заданий (влияет на оценку), предметы по выбору, модули (внутри предметов) по выбору, используемые языки программирования и прочее. 

Если коротко, то вот она, суть. Помимо того, что мы являемся авторами программы, мы ещё и будем вести курсы. В частности я один из 2-х преподавателей дисциплины «программирование». 

О прочих особенностях и интересных фактах я пока умолчу, буду писать по ходу дела. В конце-концов уже вот-вот начнётся учебный год, а там можно будет говорить не о планах а о достигнутых результатах. Да ещё и фото прикладывать. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *